Теперь
уже ребенок начинает понимать, что предмет не так прост, как ему
казалось раньше. У него появляются новые и все более глубокие
познавательные интересы. Ребенок начинает изучать предметы, пытаясь
проникнуть в их устройство и сущность. Но ему мало этих сведений, и он
обращается к взрослым: "Почему?" "Как?" Сначала малыш
выслушивает ответ взрослого не очень внимательно, то и дело отвлекаясь
на самостоятельные исследования предметов. Но наступает момент, когда
познавательные интересы буквально захлестывают его и он задает в день
сотни вопросов, требуя быстрых и точных ответов о происхождении и
устройстве мира, взаимосвязи явлений в природе: почему ночью светит
луна, а днем солнце, откуда дует ветер, где кончается земля и т.д. От простого к сложному Возникновение
и развитие речи к трем годам позволяет ребенку выйти в своих
познавательных интересах за рамки конкретной ситуации. В это время
родители часто упрекают малыша в придумывании того, чего на самом деле
нет, а он обижается и плачет. Малыш с гордостью демонстрирует свои
достижения и до слез огорчается, если взрослые не разделяют его чувств. Одним словом, ребенок вступает в новый этап своего развития. Изменяется
и характер его общения со взрослым - теперь это не практическое
сотрудничество (в совместной деятельности с вещами), а теоретическое (в
совместном обсуждении явлений и объектов окружающей среды). Возрастные
рамки такого общения весьма размыты. Можно встретить взрослых людей,
которые так и не доросли до него, а среди малышей, умеющих говорить, эта
форма общения может встречаться уже у трехлеток. У многих дошкольников
она доминирует среди других видов общения вплоть до 7 лет, то есть до
поступления в школу. Средний показатель весьма условный - от 3 до 5 лет.
Мир людей Первые вопросы ребенка звучат так, словно
он и не ждет ответа, а просто вслух их формулирует: "И чего это кошка
мяукает? Что ли, есть хочет или боится чего?" Постепенно общение на
познавательные темы приобретает у ребенка характер настойчивого поиска
истины. Он требует полного внимания и серьезности от старших. Если они в
это время заняты чем-то еще, ребенок требует, чтобы к нему отнеслись
ответственно: "Ты говори прямо мне, а то все режешь и режешь там
чего-то". Один и тот же вопрос малыш может повторять много раз,
особо животрепещущий - развивать, уточнять, добиваясь ясности. Он
должен быть уверен в надежности получаемой информации. Вопрос может
возникнуть в общении с другим ребенком, и он задает его взрослому как
авторитетному арбитру, при этом делая вид, что он сам его придумал: "А
ведь ветер никто не дует. Он сам получается. А Ира говорит..." Однако
и знания самого ребенка, его понимание происходящего - повод для
обращения к взрослым, потому что только они способны компетентно их
оценить. У детей младшего (3-4 года) и особенно среднего (4-5 лет)
дошкольного возраста - повышенная чувствительность к реакции взрослого. Они
радуются похвале и очень огорчаются замечаниям. Конечно, и до 3-х лет
ребенок ищет похвалы взрослого, но замечания часто пропускает мимо ушей.
Дошкольник же 4-5 лет на неодобрение или замечание реагирует остро
эмоционально: вспышками гнева, слезами. Подобная повышенная
чувствительность не случайна: она отражает какие-то важные особенности
детей, требующих похвал и не желающих мириться с замечаниями, которые
они воспринимают как личную обиду. К трем годам у ребенка
формируются новые отношения с людьми и вещами. До этого возраста малыш
просто манипулировал предметами, выделяя их внешние свойства: цвет,
величину, форму. Когда же он стал пользоваться ими по назначению - перед
ним стали раскрываться их качества. Невидимые связи На
уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в
уважении взрослого. Но какая связь между уважением и познанием? Детей
среднего дошкольного возраста обуревают тысячи вопросов, разрешить
которые они способны только в контакте со взрослыми. Но удовлетвориться
разъяснениями он может лишь в том случае, если взрослый отнесется к
вопросу ребенка как к чему-то действительно важному. Ведь ребенок,
вступающий в область умозрительных рассуждений и теряющий привычную
опору на наглядность, чувствует на первых порах себя крайне неуверенно. А
сотрудничество со старшими для него возможно только в том случае, если
они не станут смеяться над ним. |