Четверг
19.06.2025
06:34
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS
 
Я МАМА
Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
От 3 до 6 лет »
Меню сайта

Форма входа

Настольные игры для самых маленьких

Настольные игры для малышейАмериканцы привели неоспоримые доказательства того, что настольные игры в дошкольном возрасте улучшают математические способности и помогают добиться успехов в математике. Они спрашивали детей в возрасте 5-ти лет, в какие настольные игры они играли. И установили прямую закономерность: чем больше игр называли дети, в которые они когда-либо играли, тем лучше были их математические способности.

Правда об этом мы догадывались и без американцев. Сегодня наблюдается бум в развитии настольных игр, в том числе и для самых маленьких. Люди, мало знакомые с огромным миром настольных игр, с ходу вспоминают лишь традиционные – шахматы, шашки, домино и лото. Но мир настольных игр так велик, что стоит познакомиться с ним поближе.

Настольные игры для малышей от отечественных производителей


Разнообразные настольные игры относятся в педагогике к дидактическим (развивающим) играм, основная цель которых – научиться решать предлагаемые в игре развивающие задачи через выполнение игровых действий. Так что американцы не открыли ничего нового, а лишь подтвердили положительное влияние настольных игр на развитие интеллектуальных способностей и формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

Настольные игры обязательно должны быть в каждой семье, где подрастает малыш. Играть в них можно вдвоём, втроём и даже компанией – так ещё веселее. Что может быть лучше, чем проведенный вечер в игре с мамой и папой? Общаясь и играя, мы становимся ближе друг другу, искренней и внимательней.

Самые первые настольные игры (они же фактически и «напольные») появляются у малышей старше года. Это различные планшеты, мозаики, вкладыши, лото, домино, паззлы и другие игры. В простой игровой форме дети могут познакомиться с цветами и формами, животными и растениями, техникой и профессиями, буквами и цифрами. Настольные игры для малышей дают представление о форме, количестве, обучают систематизации и классификации.

В настоящее время такие игры выпускаются в трёх исполнениях: деревянные, картонные (печатные) и пластмассовые.

Игры и игрушки, изготовленные из натурального экологически чистого дерева, несут в себе особую положительную энергетику и способствуют гармонизации состояния ребенка, соприкасающегося с деревянными поверхностями. Они более долговечны, но и стоят значительно дороже. Если есть возможность – покупайте лучше деревянные игры. У нас было лото от фирмы ЛЭМ, которое прошло через несколько рук и вернулось к нам спустя годы в том же состоянии. Что касается деревянных настольных игр, то их выпускают многие фирмы. Уже упомянутая белорусская компания ЛЭМ предлагает богатый и разнообразный выбор. Все выпускаемые игры удачные, кроме звукового лото – некачественная подборка звуков, детям скучно и непонятно. (Можете себе представить звук ножа, которым намазывают масло на хлеб?!). Удивительно, что при таком высоком качестве игр, в коробках, кроме маленького информационного листочка о производителе ничего нет. Ни правил игр, ни рекомендаций, ни пояснений…

Хорошие деревянные игры выпускают и другие фирмы: «Оксва», «Томик», «Step», «Климо» и т.д. При покупке внимательно смотрите на качество обработки деревянных поверхностей и наличие инструкций к игре. Казалось бы, играть в лото умеет каждый родитель, но к хорошей игре всегда прилагаются несколько вариантов игровых заданий и упражнений. Так как обычно игры рассчитаны на относительно продолжительный период использования (от года до трех, от двух до четырех, от трех до пяти и т.д.), то и вариантов игр должно быть несколько. Как-то раз случайно я нашла в интернете методические рекомендации к простой игре «Тактильные ладошки» (игра рассчитана на детей от 2 до 7 лет). Так вот, рекомендации были разбиты на четыре возрастные группы и в каждой группе по 5 вариантов игр. Способен ли столько придумать родитель, если он не педагог-методист?

Что касается пластмассовых настольных игр, то через наши руки прошли хорошие и качественные игры от фирмы «Корвет» и «Stellar». Пластмасса не прогибается, ярких цветов, к каждой игре – подробная инструкция. Эти же фирмы выпускают и настольно-печатные игры, не уступающие по качеству пластмассовым.

Кроме вышеперечисленных фирм, картонные настольные игры выпускает огромное количество компаний: «Дрофа-Медиа», «Русский стиль», «Простые правила», «Детская логика», «Звезда», «Astrel», «Десятое королевство», «Step», «Смешарики», «ИгрИко», «Bondibon», «Эгри», «Эльф-маркет»и другие. У каждой из них огромный ассортимент игр. Как выбрать?

Например, издательство «Дрофа» на своем сайте разместило очень полезную таблицу, в которой есть оптимальное соотношение возраста и рекомендуемых игр. К каждой игре даётся подробное пояснение, - на формирование и развитие каких знаний, умений и навыков направлена та или иная игра. Это помогает быстро выбрать нужную игру.

Можно выбирать и по автору игр. Например, многие компании выпускают настольные игры от практикующего педагога Олеси Емельяновой. На её персональном сайте можно познакомиться со всей продукцией, а заодно сделать несколько игр своими руками вместе с автором.

С каких игр всё-таки стоит начинать?


В полтора – два года малыш уже может находить различия между похожими предметами, начинает различать и называть цвета, формы и объемы (большой-маленький, толстый-худой и т.д.). А значит, приходит время вводить игры на логическое мышление. К таким играм относятся игры на классификацию и на сериацию, игры на выделение части и целого.

С трёх лет добавляются игры на развитие внимания, памяти, интеллекта и образного мышления. Нужны игры, которые знакомят ребенка с окружающим миром, дают представления о происходящем вокруг. С четырех лет нужны игры, направленные на формирование умения ориентироваться в пространстве (бродилки, ходилки, лабиринты и т.д.).

У детей 3-4-х лет присутствует сильная внутренняя мотивация на познание, и поддержать её можно при помощи интересных развивающих игр, в том числе и настольных. Это незаменимые игры, если родители хотят, чтобы их ребенок тянулся к знаниям.

Сознательно не привожу конкретных названий игр отечественных производителей, так как только «Лото для малышей» по моим примерным подсчетам есть более чем в двадцати вариантах. Выбор конкретной игры - дело вкуса каждого родителя.

Настольные игры для малышей от западных компаний


На каждой игре обычно указан рекомендуемый возраст, однако он весьма условен. Некоторые игры для детей, например «от 6 лет» легко осваиваются четырехлетками. Поэтому приведенная ниже классификация ориентирована скорее не на рекомендации производителей, а на родительский опыт.

Игры от трёх лет


КатаминоКатамино. Вот что пишет производитель: «Катамино - это строительная игра, которая позволяет детям понять основы геометрии. Катамино - это множество головоломок с решениями, которые могут быть как очень простыми, так и экстремально сложными. Катамино - это головоломка для одного человека или стратегическая игра с короткими раундами для двоих… и т.д.». Мы начали играть с фигурками из игры уже в полтора года. Сначала просто строили замысловатые «домики с окошками», затем просто укладывали фигурки спать на игровое поле. Через год уже начали играть по правилам – для детей от трех лет. Любимая игра. Чем старше становятся дети, тем более сложные задания предлагает эта игра.

Тантрикс, или Запутанные дорожки. Простые, сложные и очень сложные головоломки разных типов, развивающие пространственное мышление. Рекомендуется производителем от трех лет.
В настольную игру Тантрикс можно играть в одиночку, собирая один из видов головоломок, средним количеством игроков, разыгрывая на столе нешуточные стратегические баталии или большим числом участников просто, играя в вариант на скорость и реакцию. Но вот что-то пока не встречала трёх-четырёхлеток, сильно увлечённых тантриксом…

Колорама. Замечательная настольная игра, подойдет как малышам, познающим мир формы и цвета, так и более взрослым деткам (от 3 до 8 лет), для которых найдется более увлекательная, соревновательная, форма игры. Качественная и увлекательная игра по вполне демократичной цене.

Батик для детейБатик для детей. Производитель рекомендует детям от 6 лет, но многие родители, начав играть с трёхлетками, остались довольны результатом. Простая и красивая игра, в которой надо поочередно опускать фигурки рыбок, крабов и других морских обитателей в прозрачную рамку так, чтобы соперник в следующем ходе не смог подселить нового «жильца».Для малышей последнее условие неважно, они просто с удовольствием «отправляют в плаванье» морских звезд и рыб, не подозревая, что тем самым тренируют свои пальчики, координацию рук и глазомер (фигурку надо аккуратно «ронять» в рамку).

Мемо. Классическая игра на запоминание. Есть много вариантов со зверями и растениями, транспортом и принцессами. Не могу сказать, что у нас игра пользуется большой популярностью, но играем с двух лет в качестве тренировки памяти.

УНО Томас и друзья. Или Мое первое УНО. Рекомендуется производителем с трех лет. Упрощенныедетские варианты всемирно известной карточной игры УНО. Игра поможет малышу закрепить названия цветов, освоить азы устного счета вместе его любимыми героями. А так же разовьет внимательность и быструю реакцию.

Маленькие ведьмочки. Настольная игра для детей от трех лет на развитие памяти. Пять маленьких ведьм скрываются под большими шляпами. Если ты помнишь, под какой из шляп спряталась Ведьмочка выпавшего цвета, то она может ещё немного приблизиться к Ведьминой Горе. Первый кто достигнет горы – победитель.

Игры от четырёх лет


Активити для малышейАктивити для малышей. Этот вариант Активити отличается другим оформлением и более простыми правилами. Мы делали первые «заходы» в игру в возрасте трёх лет, к четырем – «разыгрались». Игра на развитие речи, слоник двигается только тогда, когда верно угадано слово. Большое разнообразие карточек, можно начинать с простых и понятных, постепенно переходя к сложным.

Алиас для малышей. Одна из популярных командных речевых игр. Рекомендована с 5 лет, но можно начинать и раньше. Цель игры - объяснять друг другу слова, описывая их, при этом не называя самих слов, а лишь пробуя натолкнуть к разгадке своего партнера по команде. Можно использовать синонимы или антонимы, намеки, имитировать звуки или изображать, главное - угадать слово.

Угадай кто? Это одна из самых популярных и полезных игр. Производитель рекомендуем от 6 лет. Но игра подходит вполне и для детей с 4 лет. Цель игры – угадать то, что изображено на карточке вашего соседа. «Угадай кто» развивает наблюдательность и системное мышление, а также очень помогает при освоении детьми логического мышления. По сути, похожа на речевую игру, когда надо отвечать только «да» или «нет». Нужно максимально быстро и точно формулировать вопросы и ответы. Недавно вышла версия этой игры в электронном виде, она дороже, но зато благодаря подсветке, звуку и яркому оформлению, дети проявляют куда больше внимание по отношению к игре: она увлекает их и позволяет получать важные знания с удовольствием.

Зигомар. Лёгкая семейная игра, в которой игрокам предстоит соревноваться в скорости, ловкости, пантомиме, наблюдательности и скорости реакции, составляя рожицы забавного клоуна Зигомара. Подвижная и каламбурная игра на быструю реакцию и правильную оценку ситуации и проворность пальцев. Мудреные правила рассчитаны на детей постарше. Но строить гримасы с клоуном можно уже с трех-четырех лет, начиная играть в Зигомара, как в простые и веселые пазлы.

Банда пятачокБанда Пятачок. Игра-ходилка с забавными персонажами. Разноцветные поросята прыгают друг другу на спины, стремясь первыми прибежать к финишу. Хитрость и сноровка – главные преимущества в этой забавной детской игре, в которую могут играть даже малыши. Автор этой игры очень постарался, чтобы в процессе игру никому из детей не было обидно. Например, дети расстраиваются, если на кубике выпала единичка? У них есть возможность кинуть кубик ещё раз. Дети огорчаются, если к финишу первым приближается не их поросёнок? Они могут переставить кусок дорожки из начала в конец и удлинить дистанцию – хороший шанс догнать и обогнать других поросят! И продлить игру. В результате – много радости и позитива.

Веселый бобер. Настольная игра на развитие мышления, моторики и ловкости рук для детей от четырех лет. Правила очень просты: сначала игрокам нужно построить плотину (в инструкции все сказано). Бобер Вилли будет охранять плотину, а бобрята-дети пытаться утащить бревно. Надо вытолкнуть из плотины брёвна специальной палочкой так, чтобы не разозлить умиротворённого и радостного бобра. Внутри фигурки бобра находится датчик, который мгновенно заставляет зверушку «ругаться» в тот момент, когда плотина расшатывается слишком сильно. Короче, бревна нужно вынуть так, чтобы бобер не заметил и продолжил спать на вершине своей плотины.

Лото «Обучай-ка». Начинать играть можно с трех лет. Захватывающая игра для развития ассоциативного мышления, внимательности, моторики и сообразительности. Подходит для детей, которые не умеют читать, так как в игре используются и картинки, и слова. (Слова на русском языке). Принцип тот, же что и в обычном лото – постараться максимально первым закрыть свои карточки соответствующими фишками. Самое необычное – это конструкция-контейнер для карточек. В игре существует два уровня сложности и не менее трёх вариантов и комбинаций.

Лестница привидений. Очень веселая игра, в которой финал невозможно предсказать. В самом начале игры все фишки накрываются одинаковыми привидениями, затем эти привидения туда-сюда ходят, меняются местами и, в конце концов, путаются (похоже на «наперстки»). Когда вы в полной уверенности приводите свое привидение к финишу и снимаете белый наряд, то там вполне может оказаться фишка другого игрока. Мы начали играть с трех лет, упростив правила. Самый большой восторг был… у родителей. Дети тоже веселились, пытаясь подглядеть, чья же фишка под привидением. Игра отлично подходит для компании из четырех человек.

Выдерни морковку. Для детей от четырех лет. Цель игры - достать сочную морковку на вершине холма. Но дорога туда полна неожиданностей, глубокие ямы могут ждать вас на пути к цели. Только самые ловкие зайцы смогут добраться до заветной морковки. Игра учит различать цвета и считать, развивает мышление и внимательность.

Цыплячьи бега. Вариант классической игры «мемо» в оригинальном исполнении. Одна карточка всегда лежит вверх картинкой, а её пара – всегда вверх рубашкой. Для того, чтобы успешно передвигаться по полю, вам надо будет запомнить, где же прячется нужная картинка.

Коридор для детейКоридор для детей. Один из первых лабиринтов жизни детей. Мы начали играть с трех лет по упрощенному варианту. В игре 4 мышки и 4 кусочка сыра. Цель – добраться до своего кусочка сыра. Игроки выбирают дорогу для своего мышонка, но соперник ставит блоки, отрезая путь, ведь ему тоже нужен сыр. Так мышатам приходится петлять по полю в поисках заветной цели. Исход игры непредсказуем, как и вероятный победитель. Кстати, для взрослых существует усложненный вариант этой игры.

Дети Каркассона. Детский вариант известной взрослой игры. Вот что написано в описании игры: «14-го июля каждого года народ Франции отмечает национальный праздник. В Каркассоне в этот день ребятня из окрестных деревень с шумом и задором носится по округе, сгоняя к своим домам выпущенных на волю домашних животных. В эту предельно упрощенную версию Каркассона наконец-то смогут сыграть и ваши маленькие дети, причем наравне со взрослыми. Здесь нет подсчета очков: победит тот, кто первым израсходует все фигурки».

Квазулу. Это игра на наблюдательность и реакцию для малышей. На пальцы надевают резиночки с изображениями разных животных. После броска кубиков игроки должны растопырить свои пальцы и дотянуться либо до детёнышей «своих» животных, либо до их еды, либо до изображения их жилища. Помимо визга и смеха за столом, родители получат и более полезные результаты: дети начнут с полувзгляда сопоставлять изображения на кубиках и улучшат координацию движений.

Гобблет для детей. Рекомендована производителем для детей от 5 лет, но можно начать и раньше. Увлекательная настольная игра для юных логиков и отличная тренировка для игры в «крестики-нолики». Правила похожи, но есть нюанс: фигурку противника можно сделать «своей» одним лёгким движением руки – накрыв её колпачком своего цвета. Правда, с колпачками такая же проблема, как и в «Лабиринте привидений»: надо запоминать, что скрывается внутри каждой фигуры, либо, в конце концов, может оказаться, что вы играете фигурой противника. Есть взрослый вариант этой игры.

Беги домой! (GoGoGo!). Простая, яркая и веселая игра для детей от 4 лет на внимательность и реакцию. Слон, рыбка, червячок, мышь и собака торопятся попасть к себе домой. Им нужна ваша помощь, потому что слону на роликах, рыбке на велосипеде и мышке на ходулях самостоятельно добраться до дома не так-то просто. Выигрывает тот, кто первым собрал четырёх разных зверей или четыре карты с одним животным. Обаятельные персонажи и их милые домики не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых, а заодно и помогут потренироваться в быстроте реакции.

Пингвины на льдине. Увлекательная настольная игра на равновесие. Эта игра про сложную, но весёлую жизнь целой колонии пингвинов на айсберге. Оказалось, что птички не очень любят купаться в Северном Ледовитом Океане, а больше любят греться и загорать прямо на своём айсберге, подставляя голову неяркому северному солнцу. Есть вот только одна проблема — на этом «ледяном пляже» места совсем-совсем мало: стоит одному из пингвинов повернуться, как кто-то обязательно падает…Настольная игра «Пингвины на льдине» развивает мелкую моторику, координацию движений и ловкость. Рекомендована детям с пяти лет, но можно начинать играть и раньше…

Как видите, игровой репертуар богат. Это означает, что в наших руках сделать жизнь ребенка познавательной, интересной и веселой. Играя вместе с родителями, дети получают новые знания, навыки и умения. Семейные настольные игры являются важным моментом для развития личности ребенка, и, что важнее, служат объединяющим и развивающим инструментом для всех членов семьи.

…И когда вечером, закончив все дела, вы решите включить телевизор – остановитесь. Сыграйте с ребёнком, впустите волшебство игры в его и в свою жизнь…

День доброты

Устаревшее слово «доброта»


Детство часто называют периодом невинности. Дети для нас - существа чистые, светлые, незапачканные житейской грязью. Мы, родители, так хотим, чтобы состояние чистоты продлилось как можно дольше, всячески оберегая своих малышей от жизненной мути. Но детство не может продолжаться вечно, и однажды ребенок приносит из садика первое в его жизни ругательное слово. На прогулке вы замечаете пьяного дядю под забором, и приходится вступать в объяснение причин, почему он там лежит и хорошо ли это или плохо. Одним словом, постепенно в детский ум проникает убеждение о том, что в жизни не все так просто и гладко, что есть плохие вещи, плохие слова, плохие люди, от которых следует держаться подальше.

Так устроен мир, что рано или поздно человек начинает понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Так или иначе, перед человеком начинает вставать нравственный выбор. Человек не только понимает, что такое добро и зло, но и обязан выбирать между ними. От того, выбирает ли он в своей жизни добро, зависит его моральный облик, его отношения с окружающими, то, будет ли он счастлив или нет. Тема добра и зла встает перед нами в полный рост, когда на экраны телевизоров или в радиоэфир врываются новостные сообщения об очередном преступном деянии (теракте, мошенничестве, убийстве). И мы начинаем задавать на форумах, обсуждающих эти события, вопросы о нравственности, о потерянной совести, о том, как появляются эти «люди-звери»? Да, и вообще, люди ли они? И что с ними делать, как они могли до этого докатиться?

Извечный вопрос «Ради чего?»


В действительности, добро и зло – ключ к пониманию бытия. Наша жизнь вращается вокруг оси понимания этого вопроса. Существующая вселенная имеет смысл, а вопрос смысла всегда неизменно приводит к вопросу о цели существования. Если вселенная возникла без причины и существует без цели, то и рассуждения о смысле бытия абсурдны. Если нет главной причины существования, то разговоры о доброте – слюнтяйство и признак слабости. Бессмысленно призывать человека к нравственному поведению, если для него не существует идеалов, вся жизнь в таком случае сводится к выживанию, только лишь к тому, чтобы прожить сегодня, а «после нас – хоть потоп!»

Хотим мы того или нет, мы все внутренне, сами для себя отвечаем на вопрос: «Ради чего?» Этот вопрос преследует нас на всем нашем жизненном пути, проникая в каждую ситуацию, в каждый наш поступок. Мы, не осознавая того, постоянно отвечаем себе на этот вопрос, избирая то или иное, поступая так или иначе. Ради чего я должен быть честным, тогда когда мне это не выгодно? Ради чего я должен уступить в трамвае место пожилому человеку? Ради чего я не «крою матом» своего соседа, в чем-то предо мной провинившегося? Весь наш нравственный облик формируется из тысяч ответов на этот вопрос: «Ради чего?» От глубины ответов зависит то, что для нас будет добро и зло.

Часто приходится слышать о том, что сегодня нравственность в упадке. Кто-то ностальгирует по советским временам, когда «старших уважали, малышей не обижали». Естественно, во всем виноват кто-то: тлетворное влияние западной цивилизации, олигархи, масоны и т.д. и т.п. Что на это сказать? Человек всегда делает свой выбор индивидуально, в какой бы период времени он не жил: во времена социализма или капитализма, в эпоху пропаганды общественных ценностей или во времена дикого индивидуализма. Все зависит от этого магического вопроса: «Ради чего?»

Для того чтобы проиллюстрировать рассуждения о философских вопросах бытия, не будет лишним посмотреть фильм режиссера Лидии Бобровой «Бабуся». Фильм был снят в 2003 году и завоевал несколько наград на международных конкурсах. Сюжет фильма повествует о пожилой женщине, «бабусе», как ласково называли ее внуки. Она их вырастила, а после того, как они выросли и обзавелись своими семьями, все от нее отказались. Все кроме внука-беженца, у которого нет «ни кола, ни двора». В этом фильме очень наглядно показано, как люди отвечают себе на вопрос «Ради чего?» Показана внутренняя, душевная борьба между желанием комфорта, желанием «пожить для себя» и призрачной идеей нравственного поступка. К сожалению, эгоизм побеждает и бабуся, никому не нужная, уходит в зимнюю ночь, повинуясь голосу ангела, «позвавшего ее за собой».

Правильный ответ


Итак, от того, как мы отвечаем на вопрос «Ради чего?» зависят наши представления о доброте. К каким ценностям мы обращаемся, когда отвечаем себе на этот вопрос? Если нами руководят только желание комфорта и удовольствий, то мы искренне не будем понимать: почему это старого и немощного человека нельзя просто отвезти в дом престарелых? Человек все и всегда делает ради чего-то, нет ни одного поступка, ни одного действия, не направленных к достижению какой-либо цели.

Для родителей, занимающихся воспитанием своих детей, крайне важно самим иметь правильные ответы на нравственные вопросы. Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «питать». Питать нужно чем-то, из наличия каких-либо запасов. Печально осознавать, что многие родители не способны прокормить своих детей духовно, потому что сами живут духовно впроголодь. «Недокормленных» детей «докармливает» улица, телеэкраны, преступные понятия. И множится в мире поголовье «ищущих еды и совокуплений».

Где же искать ответы на эти вопросы? Не так давно мир отметил великий праздник Рождества Христова. Продолжая тему богоявления, хочется посоветовать искать ответы в Библии, в личности Родившегося. Именно Он говорил: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком» (Евангелие от Иоанна 10 гл). Библия дает недвусмысленный совет: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Матфея 22 гл). Именно эта истина и является средоточием нравственности, основанием всякой доброты в нашем мире.

Ваш ребенок учит стихотворение

Ребенок учит стихотворениеБудний вечер. Час назад вы пришли с работы, прихватив по пути в магазине пару пакетов с продуктами. Наскоро сготовлен ужин, семья накормлена, все сыты, уставши и расслаблены. И тут ваш ребенок вспоминает, что сегодня ему задали в детском саду учить стихотворение. Что делать, ведь вы так устали? «О, нет!», - вырывается у вас досадный вздох. Чувства двоятся: можно оставить все как есть, ведь на репетициях в детском саду вашему чаду будут подсказывать слова стихотворения. Но ваша материнская гордость берет верх: вы не позволите, чтобы о вас думали как о небрежной родительнице. И вы смиренно берете листок со стихом, садитесь напротив своего малыша и начинаете медленно читать строчку за строчкой.

С чего начать


Пусть началом вашего совместного труда будет вдохновение и позитивный настрой. Не всегда хочется заниматься учебой стиха не только нам, родителям, но и нашим детям. Однако мы, взрослые, понимаем, что заданные стишки – это не просто несерьезные задания, придуманные для того, чтобы разнообразить программу утренника. Все это – начало большого пути наших пока еще маленьких детей. В этот момент они учатся ставить цель и достигать ее, брать на себя ответственность (хотя и под нашим присмотром), доводить начатое до конца.

Если ваш ребенок проявляет нежелание, не спешите раздражаться и ругать его. Просто обратите внимание на его настроение. Если малыш бунтует, попробуйте дать ему стимул к учебе стихотворения. Включите видео прошлых утренников, где дети, а может, и ваш ребенок, рассказывают стихи. Найдите в интернете записи детских праздников и выступающих малышей. Посмотрите эти видео вместе с вашим чадом. Пусть он вспомнит, как весело бывает на утренниках, почувствует дух праздника.

Когда вы посмотрите видео, можно достать фотографии вашей семьи и найти те из них, на которых изображены вы в детском возрасте, или ваши родственники, рассказывающие стихи или выступающие на публике. Покажите эти снимки малышу, расскажите, кто изображен на них и где выступают эти ребята.

Рассказывает Марина, 31 год:
«Когда мы бываем на праздниках со своей четырехлетней дочерью, ее всегда впечатляют выступления детей. Ей хочется тоже выйти на сцену и спеть песенку, рассказать стих. Поэтому, когда она начинает дома проявлять нежелание учить стихотворение для утренника, мне стоит просто напомнить ей о том, что на празднике будут выступать другие дети, а моей малышке придется сидеть и просто наблюдать за всеми. Тот факт, что она будет «вне программы», если не подготовит свой номер, ее очень хорошо стимулирует для разучивания песенок и стишков».

Однако не каждого ребенка может заинтересовать мысль о публичном выступлении. Если это не ваш вариант, попробуйте метод поощрения.

Поощрять можно разными способами. Можно, например, приурочить обычный просмотр мультфильма к заучиванию стиха. Вы предлагаете малышу выучить одно четверостишье, и только после этого разрешаете ему включить любимое видео. Еще один способ поощрения – сюрприз за выученный стих, или конфетка за каждое четверостишье. Вы знаете своего ребенка, его наклонности и то, что может заинтересовать его. Поэтому будьте наблюдательны и замечайте, что может помочь вам и вашему чаду в таком нелегком деле, как учеба.

Светлана, 27 лет:
«Для моего сына, которому пять лет, очень легко найти стимул что-то сделать. Стоит только сказать ему, например: «Пойдем гулять только после собранных игрушек», и он как можно быстрее старается выполнить задание, чтобы не тратить на нелюбимое дело много времени. То же самое и с учебой стихов. Если я говорю, что его ждет приз, если он выучит стихотворение за 2 дня и расскажет мне его без запинки, он тут же начинает усердно заниматься и повторять стишок даже во время игр».

Не забывайте хвалить малыша даже за самое небольшое достижение и продвижение к цели. Это важно делать на каждом этапе и при любом способе заучивания стихотворения.

Стимулируя и поощряя ребенка, не забывайте о таком важном методе, как внушение. Дети – существа ведомые, и если их родители не возьмут в свои руки процесс направления сознания в нужное русло, вскоре это сделает кто-то другой (друзья, СМИ и т.п.). Внушение – это не деспотичное втолковывание своего мнения, а здравое наставление ребенка. Внушением его можно назвать потому, что некоторые вещи стоит повторять периодически, т.к. многие ваши идеи могут быстро забыться малышом.

Говорите ребенку, что учеба – это труд, это всегда нелегко, но важно. Рассказывайте, для чего вы заучиваете стих, почему хотите, чтобы малыш старался. Помните, что чувство ответственности не берется из ниоткуда, оно закладывается с детства и ваш долг – помочь развиться этому качеству в вашем ребенке.

Как сделать процесс интересным


Постарайтесь в процессе заучивания стиха с малышом избегать скучных методов. Знайте, что у детей память гораздо лучше, чем у нас, взрослых. Используйте это качество в ваших занятиях с ребенком.

Для начала, чтобы ознакомить малыша со смыслом стиха, с его ритмом, рифмой и размером, прочитайте его вслух несколько раз, не заостряя на нем внимание вашего чада. Пусть ребенок играет в машинки, а вы, сидя рядышком, просто, как сказку, читайте ему стихотворение. Возможно, вам будет несложно самой выучить это произведение. Попробуйте это сделать, так, чтобы ребенок, занимаясь своими делами, слышал вас. Если у вас получилось – считайте, что полпути уже пройдено.

Анастасия, 33 года:
«Недавно я с удивлением обнаружила, что мой трехлетний Ванечка рассказывает подряд несколько стихов, которые мы ни разу не учили с ним. Бабушка подарила моему сыну книжку со стихами, в которой встроено аудиовоспроизведение содержания книги. Стоит нажать на кнопку, и в музыкальном оформлении звучат стих за стихом. Несколько дней послушав такую книгу, Ваня, играючи, выучил немалый для его возраста объем».

Когда вы будете уверены, что ваше чадо уже не один раз прослушало стихотворение, попробуйте разыграть амнезию: «забудьте» часть стиха и попросите малыша напомнить вам ее. Если ребенок не смог вам помочь, попробуйте еще несколько раз при нем прочитать стих. Можно поиграть в игру: вы произносите начало строчки, а малыш – ее продолжение.

Легче и вам и малышу будет запомнить произведение, если вы попытаетесь для каждой строчки или четверостишья (особенно, для сложных моментов) придумать свою ассоциацию. Можно даже нарисовать ее. Как это сделать? Возьмем, к примеру, стих Агнии Барто «Кораблик»:

Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,

И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!


Опишите своими словами, а чтобы ребенку было интересно – нарисуйте, что за чем следует в этом произведении. Вначале идет описание одежды: шапка на мальчике, затем опускаемся ниже: веревка в руке, к которой привязан кораблик, плывущий по реке. Рисуйте и проговаривайте стих. Вашему ребенку понравится такой способ заучивания. Затем изображаете лягушек, скачущих за мальчиком в матросской шапке. Рассказав стих по таким картинкам несколько раз подряд, вы дадите возможность вашему малышу использовать сразу два вида памяти: слуховую и зрительную, чем облегчите и ускорите процесс запоминания.

Еще одним способом, облегчающим заучивание, будет изображение того, о чем говорится в стихе. То же произведение Агнии Барто можно не только нарисовать, но и обыграть. Для этого необходимо, чтобы ребенок повторял за вами каждое движение, запомнив, что за чем. Вот, как это может выглядеть. «Матросская шапка» - руку положить на голову. «Веревка в руке» - другую руку отвести в сторону и изобразить, что вы держите в руке веревку. «Тяну я кораблик» - продолжаете «держать веревку» и начинаете идти. «По быстрой реке» - изобразить рукой волны. И так далее. Таким образом, изучение стиха вы можете превратить в увлекательную игру. Это ценное время для вас и малыша, которое вы можете провести с двойной пользой: общаясь и одновременно заучивая стих.

Некоторым, особенно музыкально одаренным детям, легче запоминаются стихотворения, если их не рассказывать, а пропевать. Попробуйте придумать несложную мелодию (а может, подойдет и мотив какой-нибудь известной песни) на заданный стих. Напевайте вашу новую песенку, четко произнося слова, и вы заметите, как быстро подхватит ее ваш ребенок.

Качество выученного стиха


Все мы понимаем, что зазубрить слова стихотворения – это еще не все. Необходимо рассказать его качественно: с чувством, с толком, с расстановкой, попросту говоря – с выражением. Не удовлетворяйтесь монотонно звучащими фразами. Покажите малышу, как придать настроение стихотворению.

Большей частью дети перенимают манеру рассказывать стихи у взрослых. Поэтому будьте внимательны и следите за тем, чтобы ваша интонация была всегда оправдана смыслом произведения. Старайтесь не менять выражения при повторном прочтении стиха. Там, где вы делали смысловую паузу, делайте ее постоянно, тот фрагмент, что вы прочитали громче остального текста, читайте громче постоянно, чтобы ребенку легче было запомнить, с каким выражением рассказывать данный стих.

Оценка родителям


Не стоит от ребенка-дошкольника требовать большой ответственности. Она придет со временем, а зависит она от нас, родителей. От того, как мы будем относиться к ребенку и заданиям, данным ему в детском саду, студии или дома, сколько мы будем времени уделять этому, и с каким усердием будем посвящать себя на это.

Можно сказать и так: «Ребенок не выучил стих на утренник в детский сад – двойка родителям», потому что вся ответственность за этот процесс лежит на наших плечах.

Если вы добросовестно прививаете своему малышу все необходимые качества, со временем вы сможете постепенно отстраняться от полного участия в процессе учебы. Вам необходимо будет просто «проверять обстановку» - справляться о заданиях и о качестве их выполнения.

То, что вы прививаете своим еще маленьким детям, станет очень важным для них в будущем. Все, что вы закладывает
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2025
Сайт управляется системой uCoz