1 месяц
Рождение ребенка многие врачи сравнивают с выходом космонавта в открытый космос. Действительно, девять месяцев внутриутробной жизни ребенок провел в комфортных условиях постоянной среды обитания, в условиях невесомости, достаточного снабжения питанием и кислородом (естественно, если беременность нормальная).
И вот, после многочасового напряжения (а процесс родов требует активных усилий не только от матери, но и от ребенка) он оказывается в совершенно новых условиях - испытывает силу тяжести, воздействие более низкой температуры, света; и с первых же минут жизни он сразу же должен самостоятельно дышать, по-новому питаться, учиться регулировать температуру тела и т.п., поэтому в самом важном - первом году жизни - врачи выделяют самый трудный и ответственный период - первый месяц жизни или период новорожденности.
В этом месяце наиболее ответственный этап - первые 5 дней жизни. Это период наиболее интенсивного приспособления (адаптации) ребенка к условиям внешней среды.
Новорожденный ребенок может:
- фиксировать взгляд на предмете;
- сосать пальцы;
- несколько секунд может удерживать голову в вертикальном положении;
- лежать на животе, стараясь поднять голову;
- при прикосновении к подошвам пытается ползти;
- если поддерживать под мышки, опирается ногами;
- поворачивает голову:
- улыбаться.
2 месяц
Малыш немного подрос, и он уже:
- хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении 1 - 2 мин;
- лежа на животе, приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении;
- хорошо следит за движущимися предметами;
- реагирует на голос поворотом головы;
- при появлении яркого предмета или достаточного громкого звука перестает сосать;
- исчезает рефлекс ползания;
- улыбается в ответ на улыбку;
- при разговоре с ним "гулит" в ответ или издает неопределенные звуки;
- предметы охватывает всей ладонью и крепко их удерживает.
У него уже есть основной навык:
- он ловит ваш взгляд
А так же простые двигательные навыки:
- конечности расслаблены, вытягиваются в стороны;
- покачивает головой, когда кто-нибудь поддерживает его в сидячем положении;
- непроизвольное подергивание мускулов становится реже;
- поднимает голову на 45.
Он может двигать руками и оказывать помощь самому себе:
- кулачки частично раскрыты, бесцельно молотит руками;
- недолго может удерживать погремушку.
У него уже есть навыки общения и развития языка:
- воркует, визжит, булькает;
- чавкает, хрипит;
- улыбается в ответ;
- выказывает эмоции: доволен, недоволен;
- улавливает настроение (огорчается, если огорчен кто-либо из родителей);
- успокаивается, занимаясь собственным большим пальцем;
- поддерживает контакт глазами, изучает ваше лицо;
- неотчетливые мимические движения;
- следит за движущимся человеком;
- плачет, когда кладут в кроватку.
Мыслительные способности:
- чувствует настроение, сердится, если его не понимают;
- подает сигналы и ждет ответа, доверяет вам;
- устанавливает ассоциации: за плачеи следует кормление или помощь.
Что нравится детям в этом возрасте:
- покачиваться и подпрыгивать;
- смотреть на машинки;
- смотреть на черно-белое изображение;
- слушать музыку (предпочтительно классическую);
- оживленная речь и жесты;
- детский массаж;
- лежать на груди отца.
3 месяц
На третьем месяце жизни малыша эмоциональное, равно как и физическое развитие ребенка идет семимильными шагами. Буквально ежедневно ваш малыш преподносит сюрпризы и вы замечаете что-то новое и интересное. Он уже стал поворачивать головку, провожая взглядом маму, вот пытается схватить висящую над грудью игрушку, а вот, лежа на животе, приподнял не только головку, но и плечи...
В этом возрасте Ваш малыш уже умеет следующее:
- свободно удерживает голову в вертикальном положении в течение 5-6 мин;
- хорошо улавливает направление звука, поворачивается в его сторону;
- активно следит за движущимся предметом;
- четкая зрительная реакция на кормление: при близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется к груди;
- лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти;
- переворачивается со спины на бок;
- тянется за игрушкой;
- засовывает пальцы в рот;
- тянет пеленку;
- любит, когда с ним играют взрослые, улыбается;
- узнает мать;
- кричит, когда с ним перестают заниматься.
Основной навык:
- играет ручками
Простые двигательные навыки:
- конечности свободно распрямляются; делает велосипед и другие движения в свободном стиле;
- лежа на животе, поднимает голову, исследует обстановку;
- недолго может опираться на ножки
- прямо держит голову, когда кто-нибудь поддерживает его в сидячем положении;
- переворачивается со спины на бок.
Движения рук и помощь самому себе:
- кулачки раскрыты;
- делает резкие хватательные движения, чаще промахивается, чем попадает;
- долго держит погремушку, гремит ею;
- цепляется ручками за одежду и ваши волосы;
- сосет пальцы и кулачок;
- играет руками.
Навыки общения и развития языка:
- воспроизводит гласные звуки: "аах", "ээх", "эээ", "оох";
- произносит более громко отдельные звуки;
- плачет по-разному в зависимости от своих запросов, делая паузы;
- начинает смеяться.
Мыслительные способности:
- учится понимать связь причины и следствия: толкнул машинку - она поехала;
- учится понимать вообще: может привлекать внимание окружающих с помощью улыбки, плача, жестов и телодвижений.
Что нравится детям в этом возрасте:
- вставать на ваших коленях, перегибаться, находясь у вашей груди, заглядывать через плечо;
- поигрывать собственными руками;
- играть полусидя(больше чем лежа);
- колотить руками по игрушкам;
- манипулировать с кольцами и погремушками;
- выполнять вольные упражнения на полу("хлопающие крылья")