Как воспитать самостоятельность в детях

Когда начинать
В этом плане интересна методика Никитиных. В их семье было семь детей, ухаживать за каждым и опекать по принципу: принести, достать, убрать, было не реально. Поэтому к вопросу развития самостоятельности детей они подошли ответственно. Постулат их методики прост: то что, ребенок может делать сам, то он и делает сам. Родительская задача – подловить тот момент, когда малыш впервые захочет какое–то дело выполнить самостоятельно. Нужно ему показать, как данное действие правильно выполняется и в течение нескольких дней вновь приобретенное умение закрепить.
Кроха впервые сам потянулся за ложкой. Ему хочется попробовать есть кашу, как едят ее окружающие. Мама вкладывает ложку в ручку малыша так, как нужно ее держать и в течение нескольких дней отслеживает, чтобы малыш держал ложку верным захватом. Как только мама видит, что пальчики соскальзывают, она тут же «ставит» их в правильную «позицию».
Как делать
Наблюдайте за малышом. Подлавливайте его стремление что–то попробовать самому. Натянуть штанишки, отнести горшок, снять полотенце с вешалки. Покажите, как это делается, не торопясь, сопровождая свои действия комментариями. Обязательное условие освоения нового действия – свобода во времени, вы не спешите, не зажаты временными рамками, оба в хорошем настроении. Постарайтесь придать своим словам не оттенок нравоучительности и серьезности, а налет игры, легкости, чтобы ребенок почувствовал, что нет ничего сложного, самому поставить посуду в раковину или намылить мочалку.
Да, этот процесс трудоемкий, энергозатратный: показывать, объяснять, разжевывать, то, что вы делаете автоматически, на автопилоте, а тут приходиться каждое движение разбивать на кадры: взял, насыпал, налил, размешал… Особенно тяжело людям–«живчикам», которые параллельно выполняют несколько дел. А тут нужно пересилить себя, сказать «стоп» мыслям и телодвижениям, сконцентрироваться на одном и медленно пошагово, ориентируясь на малыша объяснять и показывать. Но если мы хотим видеть своего ребенка самостоятельной личностью, а не маменькиным сынком, то придется приостановить свой бесконечный бег и подстроиться под ритм малыша.
Похвала
Похвала - это обязательное условие. Хвалите малыша за любой успех, за преодоление, даже просто за стремление, что–то сделать самостоятельно. Похвала должна быть всегда искренняя, от души и сердца. Фальшь кроха почувствует. Вспомните себя, как вам было трудно осваивать новое дело, как требовалась поддержка, доброе слово, взгляд одобрения. И когда вы видели поощрительную реакцию, у вас вырастали крылья. То же самое происходит и с детьми, только в гипертрофированной форме. Понаблюдайте за годовалыми крохами, в их движениях читается: «Смотрите, я могу! Я встал на ножки. Стою! Вот я пошел! Побежал! Смог резко остановиться. А вот я ножкой, вот так могу ударить по камешку! Смотрите, какой я!» И глазки направлены на вас, на окружающих, глазки, ждущие одобрения и восхищения. Поддержите малыша, этим вы подвигните его на новые подвиги.
Поддержка
Иногда что–то не выходит у крохи. Тем более его нужно поддержать, успокоить и уверить, что у него обязательно все получится. «Ты молодец! В следующий раз у тебя все выйдет! Ты сможешь! Поверь мне!» «Не расстраивайся. Так бывает. Давай займемся другим, а потом вернемся к этому делу. Я немножко устала». Переключайте внимание малыша, если чувствуйте, что у него что–то не выходит, он начинает нервничать и злиться.
Расскажите какой ни будь случай из своей жизни, как у вас что–то не получалось, а потом вы все равно этому научились. И у него обязательно все получится.
Если не вышло
Относитесь спокойно к оплошностям ребенка, он же совершил их не нарочно. Проведите ревизию тех вещей, которые ребенок может достать. Наиболее ценные для вас вещи уберите высоко на полочку или заприте в шкаф, остальными пусть малыш пользуется.
В досягаемости ребенка держите веник, савок, половую тряпку, мочалку, чтобы он мог убрать за собой мусор и вытереть. Если что–то случилось и малыш в растерянности смотрит на пролитый компот, скажите спокойно: «Ты не забыл, где у нас лежит половая тряпка?» Применяйте на практике всем известное изречение «Ошибки не совершает тот, кто ничего не делает».
Учебный материал
Сейчас выпускается большое количество дидактического материала по обучению ребенка различным навыкам. Например, как вдевать и завязывать шнурки, застегивать пуговицы, орудовать иголкой и ниткой. Есть безопасные предметы, дублирующие настоящие. Например, ножницы, вилки, ножи, иголки с затупленными кончиками, чтобы кроха при манипулировании ими себя не поранил. Выпускается небьющаяся детская посуда. Есть специальные наборы емкостей, при помощи, которых малыш учится наливать, переливать, смешивать.
Что–то вы можете изготовить сами или вещи и предметы приспособить под малыша. Например, кроха учится одеваться самостоятельно. Купите несколько вещей на размер больше. Пусть на них он и закрепляет вновь приобретенные навыки. Согласитесь, трудно крохе научится натягивать через голову узкую водолазку. Пусть сначала малыш научится надевать кофточку со свободной горловиной, затем кофточку, которая застегивается на груди на одну - две пуговицы. Но сначала малыш должен научиться застегивать пуговицы в принципе. Для этого вы можете пришить к куску ткани большие пуговицы, а по другому краю – приделать петли. Или же в своих вещевых закромах найти ненужную одежду с пуговицами разного размера, пусть кроха обучается. Только после этого он будет натягивать на себя водолазку, которая ему великовата, а когда научится, то придет черед водолазке его размера.
Упрощение
На начальных этапах упрощайте предметы, которыми пользуется ребенок. Если продолжить тему с одеванием, то джинсы с молнией на время замените штанишками на резинке. Научившись натягивать их, кроха со временем «одолеет» и классические джинсы. Если малыш у трусиков и колготок путает перед-зад, сделайте метки, яркой ниткой вышейте крестик.
Памятки
Если ваше ненаглядное чудо забывает очередность некоторых действий, например, последовательность одевания зимой на прогулку. То в коридоре повесьте для него памятку. Нарисуйте алгоритм одевания: наверху листа - штанишки, потом сапожки, шарфик, шапочку, курточку и варежки. Подобные тематические памятки можно повесить на кухне: руки, мыло, полотенце, тарелка, раковина, руки, мыло, полотенце. Малышу будет понятно, что перед тем, как сесть за стол, нужно вымыть руки с мылом, их вытереть, потом поесть, посуду за собой убрать со стола в раковину и снова помыть руки с мылом. В детской памятка может означать вечернее приготовление ко сну: нарисовать машинку и куклу, затем ящик или коробку, потом мыло, зубную щетку, пижаму, кровать, подушку.
Личный пример
Ребенок учится всему, глядя на родителей и окружающих его людей. Будем помнить об этом. Если вы приучаете малыша убирать вещи на место, а сами не делайте этого, то кроха вряд ли будет внимать вашим нравоучениям. Если стиль дома - порядок, то ребенок, скорее всего, будет класть вещи на место. Дети – это наши зеркала. Но и в этом, как и в остальном, нельзя перегибать палку. Если вы будете чересчур активно насаждать чистоту и порядок, ребенок может взбунтоваться и начать все делать наперекор, тем самым выражая свое несогласие с вашими излишне настойчивыми требованиями.
Каникулы
Часто бывает, освоив какое-нибудь новое действие, малыш к нему охладевает. Научившись мыть за собой посуду, кроха драит свои тарелочки, а заодно и ваши, целую неделю, А потом ему становится неинтересно и он уже к раковине не подходит. Что делать? Если вспомнить учебу в школе, то обязательно за учебным процессом наступают каникулы, для того, чтобы дети могли отдохнуть и переключиться на другую сферу деятельности. Так и здесь, подарите малышу каникулы. Он же не машина с новой профильной функцией, которая должна работать бесперебойно, он маленький человечек, со своими пристрастиями и настроениями. Продолжительность каникул определяет сам ребенок. Вы можете лишь несколько раз ненавязчиво напомнить, как здорово он вам помогал, когда сам ставил посуду в раковину. Дождитесь, пока малыш сам не соскучится по вновь приобретенным навыкам и не захочет их выполнять самостоятельно. С вашей стороны должно быть поощрение, благодарность за помощь. Каникулы будут еще не раз, постепенно кроха привыкнет выполнять определенный действия. Со временем можно оговорить, кто, что и когда выполняет по дому. Главное - терпение и ненавязчивая настойчивость.
Обратная сторона
Самостоятельность в делах со временем повлечет за собой самостоятельность во взглядах. Малыш сам захочет решать с кем дружить, куда ходить гулять, посещать ли кружки, кому давать игрушки… Будьте готовы воспринять сына или дочь, как личность со своими ценностями и взглядами на жизнь. Это абсолютно нормально, этому нужно не только радоваться, но и поощрять. И постараться выстроить с ребенком добрые партнерские отношения, при этом все же оставаясь уважаемыми в глазах ребенка родителями.
Успешность человека во многом определяется его свободой, независимостью от окружающих и самостоятельностью, как во взглядах, так и в делах.
Как научить ребенка самостоятельно одеваться
На правах рекламы

Если вы планируете отдать ребенка в детский сад, то важно, чтобы он мог сам обслуживать себя. Это значит уметь кушать, умываться, пользоваться горшком и, конечно, уметь одеваться. Как и любой навык, умение одеваться нужно развивать, и лучше это делать в игре. Малыш должен привыкнуть к одежде, понять, как она устроена. Многие дети не любят сам процесс одевания, он быстро утомляет их, даже если все делает мама. Поэтому начните с простых задач.
Начинать лучше с таких простых предметов одежды, как футболка, шорты, или пижамка. Не забудьте про носочки – с ними можно придумать много занятных игр, в конце которых носочки оказываются на ножках малыша. Поиграйте в туннели, которых оказываются ножки и ручки ребенка, когда попадают в рукава или штанины. Картинки на одежде подскажут ребенку, где задняя часть футболки или брючек, а где – передняя. Хвалите малыша за каждый успех, поощряйте инициативу, если у него начинает получаться, он может делать это, когда вас нет рядом.
Если у ребенка что-то не получается, проявите спокойствие, и, вместе с тем, настойчивость – поправляйте одежду, мягко показывайте, что он сделал не так, но не ругайте и не одергивайте одежду. Лучше не поручать малышу одеться на прогулку, если он ещё только учится – он, скорее всего, не сможет сделать этого быстро, что заставит вас сократить прогулку. На обучение лучше выделить время в течение дня, а также использовать те моменты, когда вы готовите малыша к купанию или сну, когда ребенок может самостоятельно раздеться.
Когда с майками, футболками и штанишками на резинке ребенок будет управляться уверенно, переходите к застежкам – пуговицам, молниям и шнуркам, учите ребенка надевать обувь, верхнюю одежду, шапку. Дети очень любят одежду на липучках – именно потому, что им так легко управляться с одеждой на такой застежке, им нравится звук, с которым разъединяются половинки застежки, и какая застежка на ощупь. Застегивание пуговиц и молний тоже может быть увлекательной игрой.
Вы можете сделать игрушку из старых пуговиц и молний. Нашейте крупные пуговицы на ненужную ткань, придумайте игры про пуговки и петельки, подключите к этим играм старших детей – и малыш легко научится управляться и с этой застежкой. Напоминайте малышу, что нужно быть спокойным – тогда у него все получится, и, если видите, что у него не получается, или занятие вызывает раздражение, отложите игру. Подобным образом учите ребенка управляться с молнией и шнурками. Отдельное время следует уделить тому, чтобы научить ребенка правильно надевать обувь: малыш должен запомнить разницу между правым и левым ботиночком, и научиться спокойно, не торопясь «устраивать» ножку внутри ботиночка.
Подспорьем в этом обучении будут любые игры с одеждой, которые вызывают у ребенка интерес. Например: одевание и раздевание игрушек, игра с вашими старыми вещами, совместное творчество, в ходе которого, например, можно сделать необычный предмет одежды с большими пуговицами или шнурком в качестве застежки.
Малышу важно знать, что вы гордитесь его успехами, поэтому не забывайте хвалить его за все, что он сделал правильно. Возможно, овладение этим важным умением займет у малыша больше времени, чем вы рассчитываете – не стоит его торопить. Главное, чтобы процесс стал для ребенка привычным, чтобы у него все получалось. Совсем скоро вы будете гордиться вашим самостоятельным малышом, а он сможет освободить вас от необходимости тратить дополнительное время на сборы.
Детям нельзя спать при включенном свете

Часовые гены
Детям нельзя разрешать спать при включенном свете, поскольку это нарушает работу так называемых "часовых генов", которые отвечают за смену периодов сна и бодрствования организма. Об этом свидетельствуют обнародованные в Японии результаты совместного исследования японских и американских ученых.
В ходе экспериментов, которые специалисты проводили на мышах, было установлено, что у подопытных с постоянно включенным светом упомянутые гены начинали давать сбой и время пробуждения и засыпания у животных было различным. Для тех же мышей, у которых каждые 12 часов сменялось "время суток", никаких аномалий обнаружено не было. Одним из важных результатов исследования стало то, что теперь подтвердилась необходимость строго регулировать освещение в инкубаторах, в которые помещают рожденных ранее положенного срока младенцев. По утверждению специалистов, механизм работы "часовых генов" у мышей и человека практически идентичен. Об этом сообщает "Взгляд".
Яркий свет по ночам вызывает рак
Еще в советское время было доказано, что яркий свет по ночам, он же «световое загрязнение окружающей среды», вызывает рак, поскольку препятствует образованию гормона мелатонина (а его организм вырабатывает только в темноте). Однако ученые не перестают изучать явление, видимо, предполагая, что новое — это хорошо забытое старое. Очередной опыт поставил профессор Абрахам Хаим из университета Хайфы. Четырем группам мышей впрыснули раковые клетки, а затем давали им разный световой режим. Первой группе обеспечили длинный день — 16 часов света и 8 часов темноты. У второй группы день был тоже длинным, но им вводили мелатонин. У третьей день был коротким, восьмичасовым. А четвертой группе посреди длинной ночи на полчаса включали яркий свет. Результат был таков: у мышей короткого дня опухоль доросла до 0,85 см3, при длинном дне — 5,92 см3. Полчаса света ночью обеспечило 1,84 см3, а мелатонин при длинном дне оказался целебным — размер опухоли у этих мышей составил лишь 0,62 см3.
«Световое загрязнение вызывает озабоченность медиков во всем мире. Международное агентство ВОЗ по исследованиям рака уже отнесло сдвиги в продолжительности ночи к факторам, повышающим риск заболевания», — отмечает профессор Хаим. Об этом сообщает "Химия и жизнь" со ссылкой на агентство «NewsWise».
Презумпция невиновности, или как перестать наказывать детей

— Воспитание во многом опирается на систему правил, которые дают ребенку возможность понять разницу между дозволенным и запрещенным и которые надо выполнять. Вполне понятно, что для нормального развития ребенка в семье необходима атмосфера дисциплины. Как поддержать такую атмосферу в семье без наказания? И что такое наказание с Вашей точки зрения?
— Если рассматривать наказание с точки зрения славянского языка, то слово это означает: сказ, указ, наказ, то есть некую передачу информации. И наказание по-славянски — обучение, связанное с некоторой строгостью: не расслабленное, а требующее от человека концентрации. Вот что такое наказание. Поэтому когда ты человека воспитываешь, вовсе не обязательно наказывать его в смысле какого-то физического воздействия ….
Последнее очень распространено и просто говорит о том, что мы плохие воспитатели. А хороший педагог, коим без сомнения является и родитель, практически может не наказывать своих учеников вот в таком грубом смысле, ведь само по себе обучение уже есть наказание — некий наказ человеку. Например, мать наказывала сыну: «Делай то-то и то-то, и не делай того-то и того-то». Она делает строгое внушение, иначе говоря, дает определенное задание, цель которого добиться от человека послушания, и правильного выполнения этого задания.
Я бы хотел сказать об одной очень важной вещи, которой на мой взгляд сейчас не придается никакого значения. Что такое презумпция невиновности?
— Скорее всего, право считаться невиновным, пока виновность не доказана…
— Замечательно! А следовательно, мы должны относиться друг к другу исходя из этого принципа очень доброжелательно! Пока не установлено совершенно категорически и однозначно, что человек виновен, — он невиновен, он свободен, и к нему ты должен относиться так же, как к себе: с уважением, доброжелательно… Это относится в целом к отношениям между людьми, и в том числе, и между родителями и ребенком! А у нас этот принцип из жизни ушел!
— Да, да, мы часто додумываем сами за другого человека …
— Вот, вот! Как-то я принимал исповедь, и подряд несколько человек подошли, это были женщины, и каждая в каком-то контексте сказала: «Вот, наверное, батюшка, Вы про меня думаете то-то и то-то!» «Ну, прости, моя родная, вот точно я этого не думал! И никогда не думай, будто кто-то думает, то, что ты думаешь, что он думает!» Некий каламбур получился, но он отражает нашу подозрительность. Это во-первых. А во-вторых, почему-то, если мы начинаем домысливать, то домысливаем только негативы! Вот я той женщине тоже сказал: «Ты, наверное, очень прозорливая, но почему-то твоя прозорливость носит только негативный характер!»
Это грубейшее нарушение принципа презумпции невиновности: ты не имеешь права ничего домысливать без фактов!
— Согласна с Вами, отец Александр: ребенка часто превентивно наказывают из благого желания оградить его от плохих поступков!
— Да! А значит, мы позволяем себе подозревать, значит, позволяем себе не уважать, позволяем негативным «прозорливостям» бесчинствовать в нашем сознании, и шить обвинения, именно, шить, не имея никаких оснований! Поэтому получается, что нас циклит на этих самых наказаниях!
Если ты к человеку относишься спокойно, по-человечески, то тогда наказание в какой-то мере превращается в то, что так удачно выражено в книжке Астрид Лингренд «Малыш и Карлсон»: помните, Карлсон нарядился привидением, и говорит забравшимся в дом жуликам: «Я привидение дикое, но симпатичное, сейчас я вас настигну и тут-то вам станет весело!» Вот таким должно быть наказание: воспитатель должен уметь изображать гнев, это и Макаренко писал, он должен быть в какой-то мере артистом, уметь быть «диким и симпатичным»!
— Но кажется, в реальной жизни практически это невозможно!
— Именно в реальной жизни так должно быть! А не получается потому, что мы не ставим перед собой такую задачу! Мы почему-то охотно берем на себя роль полицейского и играем роль карательного органа.
— Батюшка, позвольте возразить: ребенок от ребенка сильно отличается, не все так благостно!
— И родитель от родителя тоже отличается, правда? Заметьте, родитель, которого его родители воспитывали в уважении, с чувством юмора, в доброжелательности и не ставили себе задачу карателя, своих детей будет также воспитывать! У нас утрачено умение доброжелательно друг к другу относиться! А родительское мастерство передается из рук в руки, от сердца к сердцу. У нас на сайте в рубрике «Непридуманные рассказы о войне» приводится такой диалог — это рассказывала старушка нашей прихожанке. Дело происходило перед войной, еще будучи маленькой девочкой, она спрашивает у отца:
— Папочка (крестьяне, заметьте!), можно я сегодня в храм?
— Нет, доченька, — отвечает отец строго.
— А почему, папочка? (Смотрите, не права качает! Какой уважительный диалог, правда?)
— Ты сегодня по улице шла? Шла. Ты старушку видела?
— Видела.
— А ты ей в пояс поклонилась?
— Нет, папочка.
— Почему же ты ей в пояс не поклонилась? Она перед тобой жизнь прожила, дорожку тебе проложила… Нет, доченька, ты в церковь не пойдешь!
— Ну-у, это пример для сегодняшней жизни просто невозможный, даже для 50-60-ых годов фантастастика — хотя дети тогда всякий раз здоровались с чужими взрослыми, или уступали место, но чтобы в пояс кланяться?!!
— Так это норма! Мы же все говорим о том, как нам наказывать, а не как воспитывать! Мы утратили норму, дико утратили! Практически только в литературе можно увидеть, что такое норма! Поймите, речь не идет о том, чтобы механически воспроизводить и фотографировать прошлое. Речь идет о нормальном взаимном уважении и доброжелательности: никто прав не «качает», никто своей властью не злоупотребляет, а есть только любовь: и папина к дочке, и дочкина к папе. Вот и все наказание…
— Но согласитесь, дорогой батюшка, дети сегодня совсем другие: эгоизм, непочтительность, непослушание, если не сказать, разнузданность — так что без наказания порой и не справиться.
— Это потому, что воспитывать нужно прямо с самого грудного возраста, чуть ли с внутриутробного. Надо, чтобы муж берег жену, чтоб ей было хорошо, чтобы она была радостная и ровная: а, как известно, спокойствие матери — здоровье ребенка! Если мамочка контролирует ситуацию, то опять таки никого наказывать не придется. Ведь очень легко вычисляется, чего там ребеночек через какое-то время захочет — пожалуйста, действуй с небольшим опережением, владей инициативой. Главное, в любой ситуации родитель должен видеть перспективу того, что делает: необходимо анализировать ситуацию, пытаться просчитывать последствия своих поступков.
Приведу личный пример, он простой. Маленький ребенок любит все трогать. Я всегда ношу очки, никогда не снимаю их. Совершенно ясно, четко и спокойно я говорю ребенку: «Нельзя трогать очки». Со всей любовью я отодвигал его ручку — «Нет, нельзя, со всем удовольствием поцелую твою ручку, поглажу по головке, но брать очки нельзя…»
Понимаете, родитель должен играть на своем поле, а не на том, куда его ребенок заманивает. Если твоя задача быть родителем любящим, умным, бодрым, с чувством юмора, значит, ты с этого поля не уйдешь, ты не позволишь, чтобы тебя куда-то уводили. Правда, у детишек инструментик такой есть, что душу без скрипа вынимает — не заметишь, как он тебя из себя вывел! А ты вот не выводись, ребенок должен чувствовать, как бы ни старался — ничего у него не получится!
— В Вашем случае совершенно очевидна определенность и уверенность: Вы знаете, чего хотите и почему. Многие из современных родителей не уверены в себе. Ребенок в свою очередь чувствует эту тревогу и у него также растет ощущение внутреннего дискомфорта. И вот на приеме у психологов все чаще оказываются «дети-короли» вместе со своими безоружными родителями. Устанавливать границы, без которых ребенок превращается в тирана (сам же от этого страдая) им уже приходится силой.
— Основа воспитания, повторюсь, не наказания, а воспитания: ты должен знать, что делаешь и почему! Так вот надо учить родителей, как воспитывать детей, чтобы не пришлось учить, как и за что наказывать.
Приведу замечательный пример, есть рассказ «Миша Ласкин» замечательного писателя Бориса Шергина, давно покойного. Чудный мальчик Миша Ласкин и мальчик Борис подружились. У Бори отец корабел, строил карбас. Карбас спустили на воду, и уже на воде достраивали его. После школы мальчишки помогали Борькиному отцу: прибегут на пристань, руками помашут — присылают за ними лодку, так они перебираются на карбас, папе помогают. Вот как то Боря подумал: «Ну что я Мишку ждать буду — не буду!» Прибегает на берег, машет руками — лодочки нет. Кричит, кричит, но лодочка появилась только когда на берегу Мишка появился. Перебрались мальчишки на корабль, Борин папа строго и печально сказал сыну: «Ты убежал от Мишки потихоньку, ты обидел верного товарища — проси у него прощения и люби его без хитрости».
Вот это наказание на все времена и для всех людей: с полным уважением и никакого кровопролития! Опыт в золотую копилку! Как люди чувствовали по-настоящему, что такое хорошо, и что такое плохо! Взрослый должен сам очень хорошо знать, что такое хорошо и что такое плохо.
— Отрицая всякое насилие и наказание, избегая конфликтов с ребенком, родитель часто идет на поводу у собственного ребенка, становится на одну ступень с ребенком. Возможна ли такая дружба на равных между ними?
— Другом он своему ребенку может быть, но на равных нет. Отношения должны быть дружественными, но почтительными, подчеркнуто снизу вверх. Болтовня с ребенком на пустые темы — это скверная манера строить доверительные отношения, нужно доводить до его сознания высокое, доброе, серьезное!
— А если ребенок сознательно демонстрирует неповиновение?
— А это значит, мамочка с самого начала, с младенчества сплоховала: ну, например, маленький ребеночек бьет мамочку ручкой — кто виноват?
— Мама, конечно. По большому счету, видимо, всегда виноваты родители…
— Не всегда. Кино, или еще какая-нибудь ерунда, так детей уродуют, что дети становятся неуправляемыми, да и школа та же… Почему у нас нет Филиппков, все думают, как бы смыться из школы, профилонить, прогулять? Об этом дети рассказывают с гордостью, а о том, чтобы учился хорошо, практически дети не говорят! Почему? Потому что норма ушла.
Так вот мы должны думать о том, как эту норму восстановить, а не как ненормально действовать в условиях ненормы! Надо отношения приводить в норму вопреки господствующей ненорме. Если мы все это поймем, если все будем дружно искать способы нравственного оздоровления наших отношений, тогда все будет в порядке. А если же мы не знаем, какой из двух видов порки выбрать — это немножечко не то!
— Наказание детей родителями, как мне кажется, все-таки не воспринималось как что-то отрицательное, но как горькое лекарство, служащее ко благу человека. Вы считаете телесное наказание неприемлемым вообще?
— Я выпорол своего сына, одного из шести, за то, что он меня в глаза обманывал! Воспитание заканчивается примерно в шестнадцать лет. Умножим на шесть, получается девяносто шесть — за девяносто шесть «человеко-лет» — один раз «свистнуть» может быть и можно.
У меня детей много, и я не могу и не хочу разбираться — доверять или нет. Поэтому действовал по такому принципу: если ты мне говоришь правду, я тебе верю, но если я узнал, что это не правда — тогда берегись! Человек может сделать что-то неправильно — мы тебя простим, если ты просишь прощения — повинную голову меч не сечет, человек имеет право на ошибку. Ты нашел мужество признаться, за это тебя можно уважать. Но если я тебе верю, а ты меня обманываешь, тогда как мы с тобой можем общаться? Я к тебе шпиона должен приставлять, который за тобой следить будет?!
— И все-таки, что делать, если все способы воздействия исчерпаны, а ребенок не слушается?
— Нужно, чтобы человек поставил себя перед лицом Божиим: Господи, грешный я человек. Для того чтобы изменить ситуацию, нужно начинать с себя, а не с окружающих. Если начнем каяться, у Господа просить и мудрости, и доброты, и добродушия, и вообще, много чего нам не хватает, то Он, видя наше покаяние, видя наше стремление к чистоте души, даст нам ее. «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят» — вот тогда жизнь начнет меняться. А если мы вместо того, чтобы конструктивно, одухотворенно менять свою жизнь, подумаем, какую бы плеточку взять, и какое бы выбрать наказание, ставя себя на место судьи, а заодно полицейского и палача — то плохой из нас вышел родитель!
Корь

Что это за болезнь?
Корь – болезнь отнюдь не новая, она существует более тысячи лет. Но долгое время ее относили к сыпным лихорадкам, которые в средневековье выкашивали целые города. Пристальное внимание кори стали уделять с 19 века, а в середине 20 века тщательно и подробно описали и начали вести разработку вакцин против этого заболевания. И, кстати, успешно. Причем, во Всемирной Организации Здравоохранения есть план по устранению этой инфекции на земле, подобно черной оспе. Однако, возникает множество трудностей, и пока это лишь долгосрочный проект.
Корь – это острая инфекция, вызываемая особыми вирусами «Polynosa rnorbillorum», которые вызывают поражение конъюнктивы глаз, верхних дыхательных путей и кожную сыпь. Вирус кори опасен только для человека и некоторых видов человекообразных обезьян, потому, что их организм очень близок к человеческому, для других животных он не опасен и заразиться от них нельзя.
Где, от кого и как можно заразиться?
Это вирус, довольно неустойчивый во внешней среде, он быстро погибает от солнечного света, любых средств дезинфекции и поэтому через одежду, руки, общие игрушки и третьих лиц он не передается. Корь - это вирусная инфекция, которая передается воздушно-капельно – при разговоре, плаче, чихании, кашле. В отличие от краснухи, при которой нужен длительный тесный контакт, при этой болезни зара-зиться можно и при нахождении в помещении, где до этого был больной корью, его вирусы сохраняют-ся там до 2 часов. Доказано, что внутри жилых и общественных помещений вирус кори может разно-ситься на достаточно длинные расстояния по коридорам, попадая в соседние квартиры, комнаты, отсе-ки. Поэтому, реальная опасность грозит всем, кто не имеет иммунитета к кори и кто находится в одном доме с больным, если этот больной не изолирован и спокойно перемещается по дому. Распространению вируса способствует и ток воздуха по системе вентиляции, так что от одного малыша реально может заболеть полностью многоквартирный дом.
Заболевает до 98% контактных, причем большинство из них дети, не имеющие прививок, или взрослые, кто делал прививки последний раз 15-16 лет назад. Малыши, имеющие прививку от кори, надежно защищены от нее, равно как и дети до года, если мама была привита или переболела корью, то есть имеет антитела, которые и передает ребенку. Наиболее опасно заразиться корью для малыша до трех лет. В этом возрасте процент летальных случаев и осложнений очень большой. Корью болеют один раз в жизни. После болезни остается пожизненный иммунитет.
Больной начинает выделять вирусы с последних двух дней инкубационного периода и остается заразен до 4 дня от начала сыпи, а если корь протекает с осложнениями, тогда и дольше. В организм вирус мо-жет проникнуть через слизистые оболочки носа, глотки или глаз, а оттуда с кровью он распространяется по всем органам и системам. Больше всего подходят для фиксации и размножения вируса клетки кожи, слизистые оболочки глаз, верхние и нижние дыхательные пути и ротовая полость. В них развиваются очаги воспаления, которые и формируют картину болезни. Если вирус попадает в нервную систему, развиваются тяжелейшие осложнения – менингиты (воспаление спинного мозга) и энцефалиты (воспаление головного мозга).
Заболевание корью ослабляет иммунитет, поэтому часто присоединяются различные инфекции и обостряются хронические заболевания. Тяжелее всего корь протекает у детей с туберкулезом, физически ослабленных, имеющих анемию, страдавших рахитом в детстве. Такие малыши имеют неблагоприятные прогнозы течения кори.
источник www.materinstvo.ru