4 месяц
Одна из особенностей четырехмесячного ребенка - интенсивное развитие эмоций. Когда вы наклоняетесь над кроваткой и разговариваете с малышом - он отвечает вам не только радостной улыбкой, но и продолжительным гулением, быстрыми движениями ручек и ножек. Это так называемый комплекс оживления, который можно считать одним из показателей здоровья.
В четыре месяца Ваш малыш уже:
- свободно переворачивается со спины на живот;
- лежа на животе, приподнимается и следит за движущимся предметом;
- может сидеть при поддержке;
- начинает определенно реагировать на знакомые и незнакомые лица;
- играет с висящими над кроваткой игрушками;
- берет игрушки в руки, ощупывает, тянет в рот;
- приподнимаясь, опирается только на ладони;
- постоянно гулит, начинают появляться мелодичные звуки;
- во время игры не только улыбается, но и смеется;
- различает некоторые цвета.
Основной навык:
- точно следит взглядом за движениями.
Простые двигательные навыки:
-стоит с поддержкой;
- сидит, опираясь на руки;
- отдыхает на локтях;
- переворачивается с живота на спину;
- поднимает голову на 90 %, осматривается, поворачивая голову на 180%.
Движения рук и помощь самому себе:
- тянется к предметам двумя руками;
- собирает подвешенные игрушки;
- заинтересованно играет с одеждой, хватает материнскую грудь;
- зажимает предметы в руках.
Навыки общения и развития языка:
- вытягивает губы, чтобы издавать разные звуки: "ах-ох";
- выдувает пузыри, громко лопочет, брызгаясь слюной;
- весело смеется, когда его щекочут;
- жестами показывает, что хочет к вам на руки;
- развивается бинокулярное зрение: большие глубина восприятия и сосредоточенность взгляда, более точное слежение глазами.
Умственные способности:
- представляет себе, что хочет получить, подавая сигналы (т.е. осознает, что с ним нянчатся);
- понимает, что предметы имеют свои названия ("киса").
Что нравится детям в этом возрасте:
- радоваться при виде родителей и приглашать их к игре;
- развлекать себя собственными руками;
- играть с обручами, погремушками;
- колотить руками по игрушкам;
- катать мяч;
- наклоняться вперед, когда вы подбрасываете его на коленях.
5 месяц
На пятом месяце значительно увеличивается потребность ребенка в общении с взрослыми. Переодевая ребенка, купая его, готовясь к кормлению, мама и папа должны ласково приговаривать, объяснять малышу свои действия, называть окружающие предметы. Очень хороши известные прибаутки, поговорки: "С гуся вода, с Андрюши худоба", "Дайте-ка пеленку вытирать Аленку" - ребенок таким образом постепенно погружается в стихию родной речи. Можно учить малыша играть в "Ладушки", ударять в барабан, звенеть колокольчиком.
В пять месяцев малыш уже:
- хорошо знает свою маму;
- не идет на руки к чужим людям;
- различает тон голоса, с которым к нему обратились;
- движения становятся более уверенными: крепко берет игрушки и подолгу удерживает их в руках;
- поддерживаемый под мышки, стоит ровно на ножках.
Основной навык:
- точно схватывает нужные предметы.
Простые двигательные навыки:
- сидит, опираясь на пол или на подушку в детском креслице;
- встает, держась только для равновесия;
- раскачивается, лежа на животе ("самолетик");
- приподнимается, отрывая грудь и часть живота от пола;
- переворачивается с живота на спину и обратно;
- брыкается;
- вытягивает шею, чтобы лучше видеть;
- способен хватать игрушки.
Движения рук и помощь самому себе:
- одной рукой дотягивается до желанных предметов;
- осмысленно перекладывает игрушки из руки в руку, заталкивает их в рот;
- начинает играть с кубиками.
Навыки общения и развития языка:
- бормочет ("ба-ба-ба"), привлекая к себе внимание;
- поворачивает голову к говорящему;
- пытается имитировать звуки, модуляции и жесты;
- наблюдает за движениями вашего рта;
- издает различные возгласы в зависимости от своих потребностей;
- начинает проявлять интерес к твердой пище;
- проявляет интерес к цветам.
Умственные способности:
- усваивает, какие его жесты и звуки находят отклик;
- делает озабоченное лицо во время игры руками;
- распознает форму предметов: тянется к предмету, заранее складывая кисть руки так, чтобы удобнее было взять его;
- отталкивает вашу руку, когда вы даете ему лекарство.
Что нравится детям в этом возрасте:
- отталкиваться ножками от опоры;
- хватать вас за нос, дергать волосы;
- пищащие и квакающие игрушки;
- детское креслице;
- игра в "ладушки";
- играть в прятки ("ку-ку")
6 месяц
Полгода - это, своего рода, довольно критический период. Ну или переходный, так как начинается подготовка к прорезыванию и само прорезывание зубов. В этом возрасте можно гордится умением ровно сидеть и самостоятельностью к переворотам с живота на спину. Так же, ваш малыш, при поддержке под руки пытается переставлять ножки.
В полгода Ваш малыш уже вполне самостоятелен, он умеет следующее:
- самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки;
- переворачивается с живота на спину;
- при поддержке за руки или грудь встает и делает попытки переступать ногами;
- пытается ползти на четвереньках;
- свободно играет игрушками: перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую погремушку;
- при виде пищи открывает рот, может есть из ложки;
- начинает произносить первые слоги: "ма", "ба" и т.п.
Основной навык:
- сидит.
Простые двигательные навыки:
- хорошо сидит без посторонней помощи, пользуется руками для равновесия и чтобы не упасть;
- сидит в детском креслице;
- хорошо стоит, держась за мебель;
- крутится во все стороны;
- перебирает игрушки и передвигает их.
Движения рук и помощь самому себе:
- берет в руку разные предметы;
- указывает на игрушки;
- играет с кубиками;
- использует всю ладонь, чтобы сгребать предметы;
- берет небольшие предметы с помощью указательного и большого пальцев.
Навыки общения и развития языка:
- издает более протяжные и разнообразные звуки;
- экспериментирует с частотой и громкостью новых звуков, следит за вашей реакцией;
- выражает настроение звуками и движениями тела: кричит, хохочет, хлопает в ладоши, хрюкает, рычит, делает грустное лицо;
- мимики и жесты становятся отчетливее и яснее.
Умственные способности:
- выказывает большую "направленность" во время игры: старается взять третий кубик, уже держа в руках по одному;
- дольше занимается с игрушками и пытается понять, что с ними можно проделывать;
Что нравится детям в этом возрасте:
- играть с кубиками;
- купаться с игрушками;
- брызгаться;
- играть на полу, приподниматься;
- играть колесиками, катать предметы цилиндрической формы, тележку;
- подпрыгивать у вас на коленях.