|

Проблемы ребенка в школьный периодНаступление
школьного периода многие дети переживают по-разному. Однако у
большинства детей возникают различные стрессовые ситуации. Современные
дети страдают не только от слишком активного и трудного ритма жизни, но и
от невнимания со стороны самих родителей. Зачастую детям не хватает
ласки, любви, понимания, общения и уверенности в себе. Самое главное,
что из-за маленького возраста ребенок не в силах понять, почему все так
плохо. Бывают ситуации, когда ребенок испытывает дискомфорт не только в
школе, но и дома.
Одна
из главных причин того, что ребенок теряет интерес к занятиям,
становится малообщительным и печальным, является низкий уровень общения с
родителями. Именно родители в первую очередь несут ответственность за
то, сможет ли ребенок научиться без стеснения обсуждать свои проблемы и
принимать самостоятельные решения, или нет. изо дня в день практически
каждый ребенок, возвращаясь из школы домой, хочет поделиться прожитыми
за день впечатлениями со своими родителями. Однако не все родители с
готовностью выслушивают ребенка, мотивируя отложение разговора нехваткой
времени.
Таким
образом, многие папы и мамы отнимают и не дают ребенку эмоционального
контакта, и он начинает постепенно отдаляться от родителей. Он начинает
все чаще сомневаться, правильно ли он поступил в той или иной ситуации,
результатом становится плохое настроение, низкая самооценка и депрессия.
Поэтому именно в этот период очень важно дать возможность ребенку
выговориться, выразить свои эмоции по поводу того или иного события в
школе, поговорить, поделиться новостями.
Другой
проблемой в школьный период может стать неудачные контакты со своими
сверстниками. В любом классе обычно присутствует человек, который
отличается от других своим тихим и покойным характером. Он часто
оказывается жертвой насмешек. Если родителям вовремя не принять меры, то
у ребенка снизится самооценка и разовьется комплекс собственной
неполноценности. Основной задачей родителей является корректировка
правильного отношения к себе. В первую очередь, следует поговорить с
ребенком о его чувствах и страхах по отношению к детям, вселить веру в
собственные силы, показать, что тяжести в жизни — это нормальное
явление, и главное уметь им противостоять, а иногда и не замечать.
Третьей
распространенной трудностью школьника становятся неудачи в школе,
связанные с натянутыми отношениями с учителями, предметы которых ребенок
не понимает, с одноклассниками при выражении собственного мнения или с
ответами на уроке. Большое количество провоцирующих ситуаций могут
развить негативное отношение к школе вообще. Для того чтобы этого не
произошло, необходимо понимание, общение и забота со стороны родителей и
учителей, психологическая помощь школьного психолога.
ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ ШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА
Психологические кризисы школьного периода вызваны изменениями в
психических особенностях детей при переходе с одной стадии развития
личности ребенка на другую. Согласно психосоциальной концепции развития
личности известного психолога Эриксона, существует четыре основных
этапа формирования психики ребенка в школьном возрасте, (после периода
младенчества до 3-х лет):
- Период перехода с дошкольного возраста (3-7 лет) к
младшему школьному возрасту (7-11 лет). Это период социальной
адаптации, когда ребенок отождествляет себя с другими, сравнивает себя с
ними и поэтому болезненно переносит критику. Если родители сильно
подавляют ребенка и не уделяют внимания его играм, особенно в возрасте
6-7 лет, это способствует закреплению пассивности, неуверенности,
чувства вины. Если при поступлении в школу и в первом классе он
сталкивается с бестактным, чрезмерно властным (гиперопека), или
равнодушным (формирующим комплекс "Золушки") отношением учителей и
сверстников, у него начинает формироваться комплекс неполноценности,
отчаяние, неверие в свои силы, робость, зависимость, слабоволие, потеря
интереса к учебе. Либо, наоборот, ребенок с сильным характером
начинает бунтовать, убегать из дому, делать все наперекор, стремится
реализовать недозволенное. Этот протест - разновидность психологической
защиты. Если при этом родители начинают его еще и ругать за это, такой
комплекс может закрепиться на всю жизнь.
- Период перехода с младшего школьного возраста (7-11 лет) к среднему школьному возрасту (11-15
лет), когда детство сменяется отрочеством. Это период
индивидуализации, растождествления себя с другими, формирования
интереса к самореализации, к развитию своих способностей. На этом этапе
важно воспитать чувство долга, мотивирующее ребенка к учебе и наряду с
этим умело поддерживать у него интерес к учебе. Иначе у него может
пропасть интерес и способности к дальнейшей актуализации своей
личности. Неровное отношение родителей или педагогов, необоснованные
наказания или высмеивания с их стороны с последующими искуплениями
вины, невротизирует личность ребенка, делает его капризным,
агрессивным, манипулятивным. Безнадзорность также вредит ребенку и
часто приводит его в плохие компании. Нужно уметь придерживатья "золотой
середины". Если ребенок становится "кумиром" семьи (другая
разновидность гиперопеки), когда ребенком постоянно восхищаются и
выполняют все его прихоти, это может сформировать завышенную
самооценку, привести к истероидной (демонстративной) акцентуации
характера, нарушить процессы адаптации и социализации и привести ко
многим проблемам в отношениях с людьми в будущем. другая крайность,
когда ребенком тяготятся, также приводит его к неврозам и
озлобленности. Жестокое воспитание приводит к формированию садистских
наклонностей, либо к лицемерию и угодничеству. Прививание ребенку
повышенной моральной ответственности перед семьей (для оправдания
надежд честолюбивых родителей) подавляет ребенка и приводит к
формированию у него неврозов, навязчивых страхов, тревожности, проблем
во взаимоотношениях с окружающими.
- Период перехода со среднего школьного возраста (11-15 лет) к старшему школьному возрасту - кризис полового созревания (15-17
лет), когда отрочество (подростковый период) сменяется эпохой юности.
На этом этапе всплывают все педагогические ошибки предшествующих
периодов развития и воспитания ребенка. Это период самооценки и
актуализации способностей. Если до этого момента у подростка
сформировалась инициатива, самостоятельность, ответственность, доверие к
миру, уверенность в своей полноценности и значимости, он находит себя,
реализует свои способности и добивается их положительной оценки. Если
нет - подросток не осознает своих целей и желаний, у него происходит
регрессия к инфантильным детским иждивенческим реакциям. Наряду с этим
возрастает непонятная ему тревожность, опустошенность, чувство
одиночества, растерянности, желания и в то же время неумения что-либо
изменить. Появляется застенчивость, проблемы в общении, чувство
ущербности вызывает враждебность к окружающим, агрессию. Идентифицируя
(сравнивая) себя с другими, он оценивает и формирует себя. Если
родители и педагоги не обращали внимание на такие детские реакции как:
немотивированный отказ от чего-либо, внезапная оппозиция, непомерное
подражание какому-то кумиру, гиперкомпенсация своих недостатков
(чрезмерное занятие спортом в ущерб интеллектуальному развитию,
изнурительные диеты и т.д.), реакции эмансипации (бунта), стремление к
излишнему группированию со сверстниками (по интересам), хобби с
болезненной зацикленностью, странности в поведении (включая такие
симптомы как болтливость, резонерство, позерство или агрессивность,
нелюдимость и т.д.), гиперсексуальность, это приводит к патологическому
развитию личности со всеми печальными последствиями в будущем.
- Период перехода со старшего школьного возраста (15-17 лет) к периоду взросления или поздней юности (17-25
лет). В этот период закрепляется самооценка, уверенность, либо
неуверенность в себе. Формируется умение общаться и добиваться
поставленных целей. Человек уже не боится обезличивания, он сознает
свою индивидуальность, независимо от самооценки и оценки окружающих.
Появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности
другими людьми. Если на предшествующих этапах развития были допущены
ошибки, человек замыкается в себе, не умеет правильно общаться и решать
свои проблемы. У него может сформироваться комплекс мизантропа,
неудачника и т.п.
После этого наступает этап зрелости, имеющий свои кризисные периоды, выходящие за рамки школьного воспитания.
В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и влияния
процесса акселерации, эти периоды могут смещаться на год раньше, то
есть проходить не в 7, 11, 15, 17 лет, а в 6, 10, 14, 16 лет.
Из сказанного следует, что на каждом кризисном этапе развития ребенку
необходима грамотная психологическая помощь, обеспечивающая
необходимые консультации с родителями и педагогами. Отсутствие школьной
психологической помощи в большинстве случаев приводит к непоправимым
результатам, навсегда деформируя личность и закрывая для нее пути
правильного развития характера и актуализации своих способностей, а
также порождает различные психические отклонения и асоциальное
поведение. |